Модератор Опубликовано 17 февраля, 2023 Жалоба Share Опубликовано 17 февраля, 2023 Что такое умные счетчики, когда они появились и почему их всё активнее внедряют – эти и другие моменты осветят эксперты. Под умными счетчиками гендиректор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов предлагает понимать устройства для учета потребления ресурсов с повышенной точностью, оснащенные функцией передачи информации об использовании воды, электричества или газа в ресурсоснабжающие компании. «Основные задачи, решаемые с помощью умных приборов – это контроль потребления и ответственность за неуплату задолженности на каждого потребителя, а не на всех пользователей посредством распределения тарифа», – подчеркивает Олег. К сказанному директор департамента управления бизнесом EKF Дмитрий Кучеров добавляет: умные счетчики – результат того, что технический прогресс и автоматизация процессов не стоят на месте. Контроль потребления ресурсов прошел несколько этапов «эволюции» – от индукционных приборов учета до смарт-счетчиков, которые сначала появились в Европе, а спустя несколько лет пришли и в Россию. «В европейских странах активно использовались счетчики с протоколом DLMS (протокол, позволяющий в режиме реального времени передавать данные в энергосбытовые компании). Мы к этому шли несколько лет, выпустили свои умные счетчики. Первые умные счетчики умели только снимать и передавать показания без дополнительных параметров. Уже чуть позже у нас появляется протокол СПОДЭС, который является российским аналогом протокола DLMS. Сейчас умные счетчики, которые представлены в России, могут передавать информацию по разным каналам связи, как проводным (например, RS-485, PLC), так и беспроводным – GSM/GPRS, LoRa и другие. Умные счетчики теперь умеют не только собирать показания, но и отражают мощность и данные о качестве ресурса. Потребителю выгодно знать эти данные: так, если качество электроэнергии не соответствует ГОСТу, он вправе потребовать перерасчет. Также любопытно узнать, как электроэнергия распределяется между устройствами бытовой электроники», – рассказывает Дмитрий. Причем здесь новостройки По замечанию Дмитрия Кучерова, прежде застройщики ставили обычные счетчики. Исключением было жилье бизнес-класса, где интеллектуальные приборы учета устанавливаются уже не первый год. Теперь же из-за законодательных изменений старые счетчики становятся неактуальными и их приходится заменять. «В нашей стране по закону в новых многоквартирных домах, которые введены в эксплуатацию после 1-го января 2021-го, застройщики обязаны ставить только умные счетчики, а с января 2022-го энергетики должны бесплатно заменять вышедшие из строя квартирные электросчетчики и устанавливать только умные приборы», – поясняет директор управляющей компании Well Александр Погодин. Также Александр отмечает, что переход на смарт-приборы не является одномоментным, ведь внедрять такие приборы на уже функционирующих объектах допускается по мере выхода старых счетчиков из строя. Плюсы умных счетчиков К преимуществам смарт-счетчиков Олег Шевцов относит автоматизацию передачи показаний для расчета оплаты за использованный ресурс и возможность точного учета потребленного ресурса. Директор компании «Юникорн» (разработчик платформы Ujin) Светлана Перминова согласна, что установка умных счетчиков позволяет гражданам не передавать данные о потреблении вручную. Благодаря автоматизации всех процессов счетчик самостоятельно отправляет данные в УК или ресурсоснабжающую организацию, которые и выступают собственниками интеллектуальных приборов учета. Однако автоматизация, как подчеркивает Светлана, не единственное преимущество: «Умный счетчик исключает ошибки при передаче показаний, сбор информации дает возможность вести мониторинг потребления (например, с помощью мобильного приложения жителя) и экономнее расходовать ресурсы. При появлении неисправности, аварии и прочей нештатной ситуации счетчик сам передает сигнал диспетчеру». К сказанному профессор РЭУ им. Г.В.Плеханова Наталья Проданова добавляет, что вместе с умными счетчиками жильцам не только не приходится следить за показаниями коммунальных приборов, но с них снимается и вся ответственность за обслуживание и поверку приборов учета. Все же затраты, связанные с обслуживанием смарт-счетчиков, несут поставщики коммунальных услуг. «Показания счетчиков считываются автоматически и передаются в информационные сети через интернет без участия человека. Тем самым поставщики услуг получают полный контроль над расходом, в том числе возможность дистанционного отключения услуги за неуплату, и минимизируют риски хищения коммунальных ресурсов, а получатели услуг – удобство и экономию времени. Снять показания со счетчиков можно в любом удобном режиме, а вся информация о показаниях и понесенных расходах отслеживается в личном кабинете, – говорит Наталья, заключая, – согласитесь, это очень удобно». Более того, Наталья Проданова обращает внимание, что передача данных произойдет автоматически, даже если собственники квартиры, к примеру, в отъезде. Встроенная же в счетчики система защиты и постоянного информирования о неполадках позволит владельцам квартир в случае обнаружения системой утечек самостоятельно отключить со смартфона или компьютера включенные электроприборы, воду или газ. При этом отпадает необходимость в вызове аварийных служб – сигнал о возможных неполадках считывается автоматически, и мастер придет сам. Очевидным преимуществом использования умных счетчиков для энергетиков и УК является и то, что интеллектуальные приборы практически полностью исключают возможность хищения электроэнергии. «Обмануть счетчик стало практически невозможно ввиду различных предустановленных датчиков, препятствующих внешнему и внутреннему воздействию на него», – объясняет Дмитрий Кучеров. Минусы интеллектуальных приборов учета Разумеется, наряду с плюсами имеются у смарт-счетчиков и свои минусы. По словам Светланы Перминовой, есть печальный опыт, когда, к примеру, Автоматизированные системы контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ), которые монтировались три-пять лет назад, со временем перестают функционировать. «Например, потому что вышел срок проверки, и человек поменял счетчик не на умный, а на обычный, решив сэкономить. И никто не в праве был заставить его сохранить целостность системы АСКУЭ. Однако эффективность работы АСКУЭ в полной мере можно оценить только тогда, когда все потребители осуществляют расход через цифровые приборы учета. Это позволяет выявлять источники потерь и минимизировать ненормативные расходы». К недостаткам умных приборов учета Олег Шевцов добавляет неточность показаний при резком скачке напряжения. Также Наталья Проданова замечает, что, как и в любой, даже умной системе, возможны сбои в передаче информации, в том числе из-за нестабильного интернета. Самый же большой минус умного счетчика – его цена. «Умный счетчик – удовольствие не из дешевых, – комментирует Наталья. – Так, прибор для учета тепла стоит от 4000 руб., а для воды – от 5000 рублей. Установка умных приборов обойдется примерно в такую же сумму. Если в новостройках данные расходы полностью лежат на застройщиках, то во вторичном секторе эти затраты будут из кармана плательщика коммунальных услуг». Перспективы рынка смарт-счетчиков Рассуждая о перспективах развития рынка умных счетчиков, Дмитрий Кучеров отмечает, что с каждым годом интеллектуальные устройства учета становятся всё более «навороченными». По этому поводу Светлана Перминова вспоминает, что, когда появились автоматические системы передачи показаний приборов учета, были распространены цифровые приборы учета только электроэнергии и тепла, а вот на воду ставились импульсные счетчики. Такие устройства тоже позволяли вести дистанционный мониторинг показаний, но на практике оказались недостаточно надежными. «Мы рады, что всё больше застройщиков сейчас предпочитают ставить цифровые счетчики даже на воду. Это дает возможность получать данные о расходе воды с очень высокой дискретностью. Считаем, что в будущем основная ценность систем автоматизированного сбора показаний будет не только в том, что это дает прозрачную картину потребления, но и позволяет предоставлять цифровые сервисы, направленные на повышение безопасности», – комментирует Светлана. Декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин предлагает рассматривать массовое внедрение умных счетчиков как очередной виток развития цифровой экономики в сегменте умный город. Однако прежде всего, по убеждению Сергея, необходимо разобраться со стандартами в области применения технологий умного города и умных домов. Тот же факт, что в работу активно включились крупные игроки строительного рынка и поставщики IT-решений, ведет к рискам монополизации рынка ЖКХ и строительства гигантами бизнеса. «Цифровизация городов интересна как государству, так и бизнесу. При этом государство берет на себя социальные функции, а бизнес, по большей части, решает всегда только одну задачу – максимизировать прибыль. Эту задачу применительно к ЖКХ и стройке можно разложить на следующие компоненты. Снижение издержек за счет применения ресурсосберегающих технологий от этапа строительства до жилищно-коммунального обслуживания и расширение продуктовой линейки ЖКХ с целью охвата максимальной номенклатуры оказываемых услуг. Рынок ЖКХ становится высоко конкурентным и от качества оказываемых услуг будет напрямую зависеть лояльность домовладельцев», – отмечает Сергей Гатауллин. В целом сегмент умного дома как субтехнология умного города, по мнению представителя МТУСИ, будет расти вместе со всем сектором городского хозяйства цифровой экономики и в горизонте 2030-го увеличится на порядок. Драйвером станет развитие телекоммуникационных систем последующих поколений. Впрочем, такой рост – дорогое удовольствие, и Россия существенно отстает от западных стран по уровню цифровизации городского хозяйства. Основные причины тому – высокие инвестиции и недостаток специалистов. Развивая тему прогнозов, Олег Шевцов приводит данные, согласно которым потребность в одних только умных приборах учета электроэнергии до 2030-го оценивается в 5 млн счетчиков в год. «Однако на сегодня эти устройства в дефиците, несмотря на то, что в России их ежегодно производится 3,5-4 млн штук. В связи с этим правительство РФ отложило до 2024-го введение штрафных мер в отношении энергокомпаний, которые не успели установить умные счетчики всем потребителям, а также разрешило мелким коммерческим потребителям электроэнергии не ставить умные электросчетчики до 2025-го». А вы уже перешли на интеллектуальные счетчики? Если да, то как вам? Если нет – что думаете о данном новшестве? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост требует одобрения модератора, прежде чем станет видимым.